Надо признать, что конфликт «начальник-подчиненный» встречается довольно часто. Это заложено в самой форме отношений: начальнику выгодно, чтобы подчиненный работал больше, а требовал меньше. Руководитель стремится к увеличению контроля; а работник, естественно, сопротивляется и претендует на большую свободу. Сражаться с начальником – плыть против течения. Здесь нужно выбирать: либо увольняться, либо учиться с ним взаимодействовать. Судя по вашему письму, вы выбираете учиться.
Правило первое: соблюдение делового этикета. Никто не требует от вас подхалимничанья, но соблюдение субординации и уважения обязательно. Покажите руководителю, что вы поняли его: «Если я правильно вас поняла…». Если у вас другая точка зрения, начните с согласия: «Вы совершенно правы. Я хотела бы вам показать, как я вижу ситуацию…»
Правило второе: не лезть под «горячую руку». Начальник тоже живой человек, он может получить нагоняй от своего руководителя или поругаться с женой; переждите бурю, и потом идите к нему со своими объяснениями или предложениями.
Правило третье: если «вышестоящий» ведет себя совсем уж по-хамски, учитесь себя защищать. Поскольку власти вы над ним не имеете и рот закрыть ему не можете, заткните собственные уши. Сделать это можно по-разному: читайте про себя стихи, ведите в уме сложные вычисления, подумайте, какие продукты купить сегодня по дороге домой.
Есть еще одна очень продуктивная, на мой взгляд, техника, которая меня не подвела ни разу. Если вы знаете личную жизнь своего начальника, подумайте, чего ему может не хватать и мысленно «дайте» ему это. Представьте его катающимся на горных лыжах, или улыбающимся и счастливым в кругу семьи, или получившим огромный выигрыш в лотерею. В идеале, он должен почувствовать исходящую от вас позитивную энергию и изменить к вам свое отношение.
А напоследок попрошу вас вспомнить добрый мультфильм про Крошку Енота, который научился видеть в реке добродушное и милое существо вместо страшного и злого. Всего вам доброго.