При нормальном развитии с течением времени у ребёнка формируется автономность (с определённой долей агрессии) с одновременной способностью к привязанности. Травма развития происходит в том случае, если основные потребности малыша в силу различных причин систематически и постоянно не считываются и не удовлетворяются близкими людьми. Это имеет неизбежное влияние на формирование его характера — в частности и судьбы — в целом.
Итак, формирование структуры характера человека можно рассматривать через его основные потребности, а именно – их удовлетворение/неудовлетворение на разных этапах взросления (по Лоуренсу). Таким образом, выделяют 5 основных стадий:
- Контакт.
- Согласование.
- Доверие.
- Автономность.
- Любовь / Сексуальность.
На первом этапе появляется возможность контакта с собственным телом и собственными чувствами (при получении хорошего контакта с материнским объектом). Именно отсюда будет появляться и развиваться способность контактировать с другим/и.
На втором этапе (0-6 месяцев) основной момент – чтобы мир был в согласовании с нашими потребностями. Здесь мы тоже учимся согласовывать себя со своими потребностями. Учимся распознавать питательное в плане физического и эмоционального, ищем это и принимаем в себя. Так продолжается до полутора лет.
На третьем этапе формируется возможность доверять другим. Происходит допущение взаимной зависимости (привязанности).
На четвёртом этапе (около 3-х лет) мы обретаем способность устанавливать границы и говорить «нет», а также способность без страха и вины высказывать своё мнение.
На пятом этапе формируется способность человека жить с открытым сердцем. А также способность впоследствии соединять любовь и сексуальность.
Если на какой-либо стадии происходит сбой (потребности ребёнка не удовлетворяются), происходят следующие нарушения:
Этапы | От чего отказывается ребёнок (ради сохранения контакта с родителями) | Последствия |
1. | От тела и эмоций. Отказываются от желания существовать. Становятся «невидимыми». | Происходит потеря контакта с собственными эмоциями и физическим телом. А, следовательно, с другими. |
2. | Отказываются от потребностей, теряют к ним доступ. Становятся тем ребёнком, которого хотят видеть родители. | Отсутствует понимание – что нам нужно. Желания и потребности считаются не достойными исполнения (удовлетворения). |
3. | От собственной аутентичности. Нет доступа к здоровой зависимости (привязанности). Могут становиться для родителей друзьями, доверенными лицами, помощниками. | Нет доверия никому, кроме себя. Контроль отношений. |
4. | Отказываются от прямых форм выражения независимости. Реагируют так, как ожидают взрослые. | Присутствие постоянного давления – со стороны себя или других. Невозможность открыто сказать «нет». |
5. | Нет доступа к любви, либо к сексуальности. Либо не могут их интегрировать. | Перфекционизм – чтобы избежать отвержения. Придаётся большая роль успешности, статусу, внешнему виду. |
Эти нарушения имеют продолжение в виде стратегий, которые становятся основополагающими в поведении.
Так, невозможность что-то получить от окружающего мира (мама не может любить) воспринимается как собственная неспособность. И потом этот выросший ребёнок всю жизнь живёт с мыслью: «если бы я только был чуть-чуть лучше…», или: «если бы я сделал что-нибудь иначе…» Понятно, что это мистическое мышление, к котормоу прибегает ребёнок в попытке изменить реальность и получить желаемое. На самом деле он ничего не мог изменить — там и тогда.
Может быть и другой вариант: ребёнокм принимается (скорее всего — бессознательно) решение — если я не могу получить удовлетворения своих потребностей, значит, я смогу жить без потребностей.
Итак, мы имеем две стратегии: одна из них опирается на идентификацию, которая основывается на стыде, вторая – на чувстве гордости/превосходства.
Другими словами, это всё те же картины мира: 1. Я — Другие + ; 2. Я + Другие — .
Этапы | Идентификация, основанная на чувстве стыда | Идентификация, основанная на чувстве гордости |
1. | Стыд собственного существования. Чувство, что мне нет места. Кажутся себе грузом. | Гордятся тем, что одиночки и тем, что им никто не нужен. Гордятся отсутствием чувств. Много рационального. |
2. | Стыдятся быть нуждающимися. Чувствуют себя пустыми, недостойными. | Опека других. Гордятся тем, что являются «сильным плечом». Делают себя необходимыми для других. Сами, якобы, ни в чём не нуждаются. Если не чувствуют себя нужными, то вступают в идентификацию стыда. |
3. | Стыдятся быть маленькими и беспомощными. Часто чувствуют себя использованными и преданными. | Должны во что бы то ни стало быть успешными. Используют и предают других. |
4. | Милы, послушны и симпатичны. Боятся разочаровывать других. | Не признают авторитеты. Бунтари. Разочаровывают других, и торжествуют при этом. |
5. | Стыдятся ранимости, непринятости, недостатков в теле. | Отвергают других, чтобы те их не оттолкнули первыми. Стремятся быть безупречными и идеальными, не допускать ошибок. |
Следует отметить, что избранная идентификация – не раз и навсегда. Все мы знаем о нарциссических качелях «я ничтожный – я грандиозный». Но, как правило, одна из идентификаций является ведущей, и из неё выстраивается всё поведение, а, следовательно, ситуации жизни и сама жизнь. Эти идентификации становятся тем фильтром, через который люди смотрят на мир (как в сказке про Снежную королеву – осколок зеркала в глазу у Кая).
Основные задачи в терапии таких клиентов:
- Понять, какая стратегия избрана.
- Пройти процедуру разидентификации.
- Определить и воплотить в жизнь способы изменения поведенческих стратегий.
- Закрепить и удержать полученный результат.
(по материалам семинара Михаэля Мокруса «Работа с травмой»)
Об этом и многом другом — в моей регулярной группе: https://www.facebook.com/events/501969356662374/. Я провожу её два раза в месяц — по понедельникам. Приглашаю.
Ткачук Оксана
При использовании материалов, размещенных на сайте prof-psycholog.by, просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ «Об авторском праве и смежных правах».
Любое распространение и перепечатка материалов сайта prof-psycholog.by без письменного разрешения запрещены.
Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.